Ермак в Западной Сибири.  


Почему это меня заинтерисовало
В настоящее время я живу в Западной Сибири и очень меня заинтересовала информация о походе Ермака на реку Пелым.Она находится совсем рядом с Югорском. Пребывание отрядов Ермака Тимофеевича раскрыло ещё ряд интересных вопросов таких как например: «хождение старии мужи за Югру и Самоядь»,северные пути новгородцев через Камень, «Мангазея златокипящая» и другие.
Немного скажу по поводу слова «Сибирь» из книги М И Ципорухи.Часть учёных полагает его происхождение от монгольского «шибир»(«лесная чаща»).Но ещё мы знаем из Л Н.Гумилёва угорские племена населявшие бассейн р.Обь до прихода туда хуннов в 3 веке н.э.- это «савиры», «сибиры». Два тюрских хана звались как Сыби-хан,Шиби-хан.
Впервые на карте название «Sibir» появилось в 1459 году за 100лет до Ермака.В других источниках в основном была Югра. В 15 веке при Иване 111 югорская земля была под властью московского княжества и от туда впервые узнали о «сосьвенской селёдке» и о реке Сосьва,о князьях Кодской и Югорской земли Молдане и Екмычея.
В старинной северной летописи сказано,что Ермак родился в волостном центре – селе Борок на Северной Двине в семье крестьянина.
Дед его был посадский человек, жил в городе Суздале, и кое-как со дня на день перебивался. Звали его Афонасием Григорьевичем, по прозвищу Алениным. Переехал этот Афонасий во Владимир, лошаденками обзавелся и стал извозчиком. Случилось ему свести знакомство с муромскими разбойниками — и стал он возить их. Дело было прибыльное, да недолго возил он их: вместе с ними в тюрьму попал. А у него росли два сына, Родион и Тимофей. Посидел Афонасий в тюрьме и бежал оттуда. Захватил своих детей и жену и переехал жить в уезд Юрьева-Польского. Тут он умер. Дети остались совсем без хлеба. Прослышали они, что на Чусовской реке, в вотчинах Строганова, можно хлеб зарабатывать, переехали сюда, и назвались Польскими.
У Родиона родились — Дмитрий и Лука, у Тимофея — Гаврила, Фрол и Василий. Василий был особенно боек, силен и речист. Нанялся он на барки и ходил по Волге и Каме. Работа эта наскучила ему. Затосковал он по вольной жизни и ушел к донским казакам. Те были люди вольные — и царю служили, на татар в Крым ходили, а то и царя не слушались: и делали что хотели. Называться стал он не Василием, а Ермаком. Так его товарищи прозвали, когда он еще на барках ходил. Как артельный таган называли ермаком, так и Василия Ермаком прозвали, потому что был он кашеваром. Так он и остался на всю жизнь и в нашей памяти.
Ермак был среднего роста, борода черная, волосы кудрявые, глаза светлые и быстрые. Ни сильней, ни умней, ни становитей его не было в целой шайке.
За удаль выбрали Ермака старшиной Качалинской станицы и велели ему охранять рубеж от Астрахани до Дона; но Ермак охранял недолго: он набрал себе молодцев на подбор из казаков, ушел с ними на Волгу и стал разбойничать. Кто ни ехал по Волге — никому спуску не было: государеву ли казну везли, купцы ли свои товары, послы ли чужеземные ехали к царю либо от царя, — Ермак суда останавливал и выбирал из них все добро.
Этот период жизни хорошо всем известен,меня же интерисует следущий этап когда атаманы Иван Кольцо и Богдан Барбоша и примкнувший к ним Ермак на переправе через Волгу разгромили ногайский отряд из 600 всадников. Москва не хотела ссориться с ногайскими мурзами и объявила этих атаманов «ворами» и издали приказ изловить их и отправила на них опричников Малюты Скуратова.
Слово "казак" чисто татарское и означало сперва вольного бездомного бродягу, а потом низший род воинов, набранных из таких бродяг. На юге Руси, как литовской , так и московской, прежде появления русских казаков существовали казаки татарские, в том же значении вольных бродячих удальцов. казак, по народному понятию, был не только тот, кто шел на Дон или в Сечь и поступал в военное братство, для всех открытое: всякий удалец, который искал воли, не хотел подчиняться власти и тягостям, всякий шатавшийся беглец был в народном смысле казак. 0т этого собирались разбойничьи шайки и называли себя казаками, а предводителей своих атаманами, да и само правительство называло их казаками, только "воровскими". В глазах народа не было строгой черты между теми и другими. Идеалом казачества была полная личная свобода, нестесняемое землевладение, выборное управление и самосуд, полное равенство членов общины, пренебрежение ко всяким преимуществам происхождения и взаимная защита против внешних врагов.
В казаки шли люди бездомные, бедные, "меньшие", как говорилось тогда, и вносили с собой неприязнь к людям богатым, знатным и большим. Отсюда-то происходило, что казаки или шайки, называвшие себя казаками, со спокойной совестью нападали на караваны и грабили царских послов и богатых московских гостей.
Собравшись на Яике,казаки провели войсковой круг,что бы решить,куда идти походом или где искать «найм».В это время прибыли представители богатых пермских солепромышленников братьев Строгановых. «отправили людей своих с писанием и з дары многими…дабы шли к ним в вотчины их Чюсовские городки и в острожки на спомогание им». Это было 6 апреля 1582 года. А в сказании о земле Сибирской сказано: «Максим Строганов просил ево,Ермака,что бы он от того Пелымского князя оборонил».
Из истории Н.Н. Костомарова Аникий Строгонов водворился в Сольвычегодске, завел там соляные варницы, вел большой торг мехами с инородцами, привлекал к себе русских переселенцев и нажил громадное состояние. Он оставил двух сыновей: Якова и Григория. В 1558 году, по ходатайству Григория Строгонова, царь подарил ему, ниже Перми в 88 верстах, по обе стороны Камы до Чусовой, пустое пространство на 146 верст, с правом населять его пришлыми людьми, но только не тяглыми и не письменными , не ворами и не разбойниками, со льготой для новых поселенцев от государственных налогов и повинностей на двадцать лет; дозволял ему также построить город, снарядить его пушками и пищалями, прибрать военных людей и открыть в нем для приезжающих купцов беспошлинный торг.
В 1580 году мансийский мурза Беглибей Агтаев с «вогульскими и остяцким собранием» разграбил русские селения на берегах р.Чусовой «и ту окрест живущих села и деревни поплениша и пожгоша и в поле многих поимаша».
В другом году князёк Кихек захватил и сжёг Соль-Камскую,в следущем князёк пелымских манси Аплыгирым воевал Пермский край. «А вогуличи живут блиско их слободок,а место лешее,а людем их и крестьяном из острогов выходу не дадут,и пашни похати дров сечи не дают же.И приходят,деи,им невеликие люди,украдом лошадей,коровы отганивают и людей побивают,и промысел деи у них в слободках отняли и соли варити не дают».
Видимо,Ермак сумел убедить основную часть казаков наняться к Строгановым и был выбран главным походным атаманом.Поддержали его предложение Иван Кольцо,Савва Болдырев,Никита Пан. Эти отряды совершив переход с Яика на Каму за два месяца и 28 июня 1582 года подошли к чусовским пристаням.
В это время хан Кучум послал царевича Алея на пермские земли.Войско состояло из нескольких тысяч татарской конницы и остяко-вогульского пешего ополчения.Здесь впервые отряды Ермака бились с татарами.
Видимо,нападение Алея на Пермскую землю сыграло главную роль в принятии решения о начале «Сибирского взятия». В доступных нам архивах Строгановых никаких биографических следов Ермака не оказалось. Лишь в одном месте, в отписке боярина Строганова в приказ Малюты Скуратова найдена следующая запись: «...паки наказуем што оный гультяй именем Ермачишко и родом из Кафы и што челом бивши бает безвинностью сыска на него царевых слуг...»


Как он попал в Сибирь
Строгановы не дали Ермаку своих воинов охранявших камские городки,но снабдили казаков продовольствием,порохом,свинцом.и пушками малого калибра,дали проводников и переводчиков из манси знавших путь по Чусовой и далее через перевалы и по сибирским рекам.
За Ермака и его казаков Строгановы в начале получили внушение от царя Ивана Грозного.Воевода Чердыни главной крепости Приуралья В И Перепелицын донёс царю,что 1 сентября татары напали на крепость,а Строгановы не помогли. а отправили казаков в Сибирь. Иван Грозный в конце 1582 года направил грамоту ,где грозил опалой Строгановым и повелел немедленно возвратить Ермака из Сибири.Попрекал их за то, что наняли на службу волжских атаманов,которые «преж того сорили нас с Нагайской ордою,послов ногайских на Волге на перевозах побивали.и ордобазарцев грабили и побивали,и нашим людем многие грабежи и убытки чинили».
1 сентября 1582 года флотилия Ермака.состоящая из 35 стругов,отплыла из Орёл-городка где р.Яйва впадает в р. Каму там, где нынешние Березники.Далее р.Чусовой поднялись до правого притока это река Серебрянка,приток Чюй.По нему выше в горы через перекаты и завалы до «сибирского волока».Перетащили лодки в р.Жеравлю,по р.Баранче,пор.Тагилу выплыли в р.Туру. По этой реке казакам предстояло проплыть наибольшее расстояние - несколько сот верст. Ширина ее - от 80 до 200 метров, глубина - до 6 метров, дно песчаное, без порогов, река петляет посреди открытых и ровных берегов.
Первая стычка с татарами произошла у Епанчин городка ,где позже будет поставлен Туринский острог.Начальником был князёк по имени Епанча. « Когда увидал он казаков на реке, собрал своих людей, пришел на берег и стал стрелять стрелами. Казаки зарядили свои ружья, выстрелели разом, так и повалились Епанчевы татары, кто со страху, кто ранен был, кто убит. В первый раз от роду слышали они, как из ружей стреляют, и думали сперва, что это гром. Потом, когда опомнились, вскочили и бросились бежать».
Бежавшие из-под Епанчина татары добрались до Искера раньше Ермака, и « царю Кучюму то стало ведомо». Иначе говоря, сибирский хан своевременно получил известие о появлении русских и мог хорошо подготовиться к их встрече.
При соединении рек Туры и Тау-ды казаки выстрелами разогнали другую толпу сибиряков и взяли в плен предводителя их, Кучумова мурзу Тавзака (Таузака).
Беглецы принесли весть Кучуму о нашествии русских людей. «Пришли, - говорили они, как пишут русские летописи, -воины с такими луками, что огонь из них пышет, а как толкнет, словно гром с небеси. Стрел не видно, - а ранит и на смерть бьет, и никакими сбруями нельзя защититься! И панцыри и кольчуги наши навылет пробивают ».
Казаки плыли вниз по Тоболу, везде устрашали и разгоняли толпы туземцев выстрелами. Кучум собрал свое войско: и татар и подвластных остяков. Он стал на берегу Иртыша, недалеко от устья Тобола, близ нынешнего Тобольска, на горе, называемой Чувашево, а вперед выслал царевича Махметкула: одни называют его сыном, другие племянником Кучума. Махметкул устроил засеку и дожидался казаков. Казаки увидали против себя такое множество врагов, что приходилось тридцать сибиряков на одного казака. Тогда собрался казачий круг и рассуждали, что им делать. Некоторые стали советовать уклониться от боя, другие же, и сам Ермак, говорили: «Куда нам бежать? Уже осень; реки начинают замерзать. Не положим на себя худой славы. Вспомним обещание, что мы дали честным людям (Строгоновым) перед Богом. Если мы воротимся, то срам нам будет и преступление слова своего: а если Всемогущий Бог нам поможет, то не оскудеет память наша в этих странах и слава наша вечна будет». Все единогласно решили пострадать за православную веру и послужить государю до смерти. 23 октября1582 года произошла битва. Стрелы ничего не могли сделать против ружей и пушек, хотя сибиряки дрались так отчаянно, что казаки потеряли сто семь человек, которых до сих пор поминают в синодиках тобольского собора. Татары бежали. Маметкул пулей был вибит из седла и упал на земь. Он чудом не попал в плен,но татары отбили предводителя и снесли в заросли кустарника на берегу,в лодку и бежали.За ними и сам Кучум, - который, по сказанию татарских историков, тогда уже был слеп, - скрылся в ишимских степях, едва успевши захватить часть своей казны. 26 октября Ермак с казаками вступил в Кашлык столицу сибирского царства Искер(Сибирь), и захватил там достаточный запас мехов, азиатских тканей и разных драгоценностей. В городе не осталось ни одного сибиряка: быстрый успех русских навел всеобщий страх на подданных Кучума.
Через 4 дня явились вогуличи с реки Демьянки с князцом Бояром,затем остяки из Яскалбинских юрт с «князцем Ишбирдеем с товарищи»,были и татары с Суклеем.С племенных вождей он брал «шерть»,т.е. присягу в том,что своевременно платить ясак,фактически становились подданными московского царя.
Кучум и Маметкул следили за всеми действиями Ермака.В декабре Богдан Брязга добывал рыбу на озере Абалак в 15 км от Кашлыка.Татары напали на казаков и побили почти всех. В это же время из Пермского похода явился царёк Алей и казаки выступили навстречу.На этом озере и произошла ледовая битва. Обоим сторонам мешал глубокий снег,но бой был отчаянный и жестокий. К концу дня победа осталась за Ермаком. Он одержал победу под знамёнами с царскими государственными символами «лев и инрог».
Весной 1583 года Ермак послал к царю молодого казака Ивана Александровича Черкаса ( Черкас Александров Корсак) храбреца и любимца. От атамана Ивана Кольцо отправился Савва Сазонов,сын Болдыря и 25 казаков.Ермак через них « бил челом» великому государю Иван Васильевичу, заваёванным ими Сибирским царством и просил прощения за прежние преступления. Шли посланники «северным путём» с Иртыша в Обь,далее р.Сев.Сосьвой в р.Ляпин,затем рекой Щекурья, в р.Пуйва волок через перевал «камень» в р.Торговая, по ней спускались в р.Щугер с него в Печёру и далее путь в Москву.
У приказных людей особое изумление вызвал вид ценнейшей соболиной казны,доставленной казаками из Сибири.По сообщению одного из летописцев,казаки передали приказным 60 сороков(2400) отборных соболей,50 щкур бобров и 20 щкурок чернобурых лисиц. В грамоте было прославление милости божьей к царю: « Изволением бога и пречистой его богородицы матери и великих чудотворцев молитвами,а его государя царя и великого князя(когана) Ивана Васильевича всея Руси и праведного ко всемудрому богу молитвою и его царским счастием его государевы люди атаман Ермак Тимофеев со товарищи царство Сибирское взяли!».
Послание произвело хорошее впечатление на царя.Все участники «Сибирского взятия» получили прощение. Пожалованы были деньгами,сукнами,камками.Оставшимся в Сибири казакм назначено жалование.Ермаку царь пожаловал шубу со своего плеча и два тяжёлых золотых панциря.
После возвращения казаков на Руси распространились слухи о «золотой бабе» - великой богине угорских племен Приобья. Из Московии эти слухи проникли в Западную Европу. Казаки Ермака были первыми европейцами, которые узнали об этом чуде от чуваша, побывавшего в татарском плену. Чуваш поведал казакам, что в осажденном ими урочище молятся идолу – «богу литому золотому, в чаше сидит, а идол-де поставлен на стол и кругом горит жар и курится сера, аки в ковше».
Не дождавшись обещанных подкреплений ни зимой 1583 года, ни летом следующего, казачий круг принял решение вернуться на Русь, следуя по течению рек Тавды и Лозьвы. В низовьях Тавды жили татары. На реке Паченке произошёл «великий бой»,в ходе которого погиб татарский предводитель и владелец улуса на р.Лабуте. Ермак выступил на Пелым, Лозьву . Если бы поход был успешным, он разрешил бы сразу две важнейшие задачи: во-первых, казаки привели бы к покорности один из самых густонаселенных районов Сибирского царства –«Пелымское .княжество», во-вторых, овладели бы наиболее удобным путем из Пермского края в Сибирь.


Что он делал в наших краях
В походе на Пелым казаки натолкнулись на сильнейшее сопротивление со стороны татар и угорских князьков. Дружине Ермака приходилось биться почти исключительно врукопашную. В итоге она несла более тяжелые потери, чем в сражениях с Кучумом. В числе других здесь погиб атаман Никита Пан. Экспедиция Ермака все ближе продвигалась к столице Пелымского княжества - городку Пелыму. Городок стоял на горе при впадении в Тавду и в нем сидел князек Аплыгерим, имевший в своем распоряжении до 700 воинов. Он не участвовал в битве на Абалаке и сохранил всё своё войско.
Недалеко от городка находилось главное святилище пелымских угров. Они собирались тут вокруг исполинской лиственницы для жертвоприношений. В обычное время их удовлетворяла лошадиная кровь, но в дни смертельной опасности они требовали человеческих жертв. И тогда на землю, пропитанную кровью животных, лилась кровь людская. Убивали чаще всего либо мальчика, либо "женку". Ермак побывал совсем близко от знаменитого пелымского святилища, но штурмовать укрепленное урочище не стал, чтобы уберечь и без того малочисленную дружину от новых потерь. Он повернул назад, в Кашлык. Без пороха и свинца пищали стали бесполезным грузом. А ведь именно огнестрельное оружие помогало казакам побеждать противника, располагавшего громадным численным перевесом. Весть о неудаче дотоле непобедимых русских мгновенно распространилась повсюду и вызвала ликование в стане Кучума.
Удача не покидала казаков.Они пленили царевича Маметкула.Татарин Сеин Бахта дал знать ,что царевич кочует на р.Вагае в 100 верстах от Кашлыка.На рассвете плусотня казаков окружила шатёр и пленила лучшего полководца сибирского хана.
Весной 1584 года из Москы на помощь Ермаку должен был отправиться отряд из 300 стельцов под командой воевод князя Семёна Дмитриевича Болховского и голов Ивана Киреева и Ивана Глухова, но смерть царя Ивана Васильевича 18 марта1584 года задержало убытие.Они попали в Кашлык лишь в ноябре.Оценив сложную обстановку они отправили Киреева и плененного Маметкула на лошадях через Урал.В последствии этот человек был на службе у русских царей полковым воеводой.
Осенью этого года набрало силу восстание татар под руководством сибирского Карачи.Обманом они заманили в свой стан отряд Ивана Кольцо напоили и ночью всех убили.Таким образом карача ликвидировал ещё несколько отрядов.Татары окружили Кашлык в марте 1585 года и не довали прорваться никому.Среди казаков начался голод,в это время и умер Болховский.В мае отряд атамана Матвея Мещеряка вышли из городка и атаковали стан татар,многих побили и карача снял осаду и бежал.Осада Кашлыка окончилась,местные жители стали вновь доставлять съестные припасы,но тяжёлая голодная зима не прошла даром,число бойцов сократилось до 300 или менее.
В Кашлык прибыл «вестник»,который сообщил что с юга идёт караван бухарских купцов,но их не пропускает Кучум.Ермак поверил этой ложной вести и в июле1585года на стругах вышел на встречу каравану.Казаков и стрельцов у него оставалось порядка 150 человек на 5-6 стругах.
Первый бой состоялся в Бегишеве городке,татары бежали.Ермак двинулся вверх по Иртышу и близ устья р.Ишим безуспешно штурмовал укреплённый посёлок Кулара,
Слишком мало было сил.
Выше по течению они без боя заняли городок Ташаткан.У впадения р.Шиш стоял городок Шиштамак,это последняя точка с которой Ермак получив очередное известие о бухарском караване,решил что идёт не в том направлении и повернул назад, да и запасы провианта истощались.
На берегу Иртыша,возле устья р.Вагай 5 октября 1585 года, отряд Ермака остановился на ночлег.Ночи уже были тёмные и лил проливной дождь. Он привёл свой отряд и его уже здесь ждали.Разведчики татар узнали, что охрана спит и Кучум тут же переправился через реку. Стараясь не поднимать шума они начали душить и резать казаков, которые спали под перевёрнутыми стругами. Но всё равно Ермак и товарищи проснулись и завязалась битва. В бою он прыгнул в струг стоящий у берега и отплыл, но татары увидев блеск панциря перевели огонь на него и раненый в горло Ермак упал в воду и утонул. Хоть атака татар была внезапная, отряд сохранился и с боем казаки отступили,темнота помогала им. Единственное упоминание сохранилось в синодники,в составе поминальной книги 17 века. « и подсмотреша нечестивыя и нападоша на станы их нощию,и ужаснувшаяся от нечестивых и в бегство приложишася,а иным на станах побитым и кровь свою пролиша Яков,Роман,Петра два,Михаил,Иван,Иван и Ермак».
Утром тело Ермака татары вытащили,сняли золотой панцырь искусной работы
западных умельцев,а тело искрамсали и отдали на съедение птицам. В этом трофее Кучум воевал до своей смерти, где у калмыков в 1598 году его зарезали бухарцы.
Так закончилось первое «Сибирское взятие» и так завершилась земная жизнь атамана Ермака Тимофеевича.Велики его заслуги перед Россией и русским народом.
Его поход отворил путь на восток,по его следам отправились промышленники,охотники, звероловы,а затем и крестьяне-земледельцы.Началось освоение колоссальных просторов Сибири и дальнего Востока.
И мы живущие и добывающие газ и нефть для всей нашей страны и Европы должны не забывать этого человека.Даже в нашем городе Югорске есть улица Ермака на
«финском комплексе»,рядом с 6 школой дети должны знать и изучать его заслуги.Эта краткая статья я думаю может помочь им.



Октябрь 2006 года г.Югорск


Ccылки на другие страницы, посвященные этому кумиру
Познакомься с народом
Фото на тему Ермака
Напишите мне


 

Хостинг от uCoz