| |||
О нём. |
Федотов Александр Васильевич - Герой Советского Союза (22.07.1966), заслуженный летчик-испытатель СССР (21.02.1969), генерал-майор авиации (1983), заслуженный тренер СССР (1976), мастер спорта международного класса (1975).
Родился 23 июня 1932 года в городе Сталинград (ныне - город Волгоград). В 1950 окончил Сталинградскую спецшколу ВВС. В армии с 1950-1957 и с 1981. В 1952 окончил Армавирское ВАУЛ, был оставлен в нем летчиком-инструктором. С 1957 - в запасе. В 1958 окончил Школу летчиков-испытателей, в 1965 - МАИ. С августа 1958 - на летно-испытательной работе в ОКБ имени А.И.Микояна. С 1962 он - старший летчик-испытатель ОКБ, сменив на посту шеф-пилота фирмы Г.К.Мосолова. Поднял в небо и провёл испытания Е-6Т/2 (МиГ-21Ф-13) (октябрь 1959), Е-150 (8.07.1960), Е-8/2 (13.07.1962), Е-155Р (МиГ-25Р) (6.03.1964), МиГ-23 ("23-11") (10.06.1967), МиГ-23С (28.05.1969), МиГ-25РУ (25.12.1969), МиГ-23М (июнь 1972), Е-155МП (МиГ-31) (16.09.1975), МиГ-29 ("9-12") (6.10.1977). Участвовал в испытаниях МиГ-19, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31 и их модификаций, Е-152А, СМ-12; провел испытания МиГ-23 на критических режимах полета. Впервые в стране достиг скорости, соответствующей М=3. Установил 18 мировых авиационных рекордов (из них 3 рекорда - абсолютные). |
Достижения и рекорды. |
Абсолютный мировой рекорд высоты полета, достигнутой при взлете с земли, установленный им 31 августа 1977 года на самолете МиГ-25, фантастичен, составляет 37 650 метров, и до сих пор никем и нигде не побит
Скорость Е-66 31.10.1959 Мосолов Г.К. 2388 км/ч На базе 15-25 км Абсолютный рекорд Е-66 16.09.1960 Коккинаки К.К. 2148,66 км/ч По замкнутому 100 км маршруту Абсолютный рекорд Е-166 7.10.1961 Федотов А.В. 2401 км/ч По замкнутому 100 км маршруту Абсолютный рекорд Е-166 7.07.1962 Мосолов Г.К. 2681 км/ч На базе 15-25 км Абсолютный рекорд Е-266 16.03.1965 Федотов А.В. 2319,12 км/ч По замкнутому 1000 км маршруту По замкнутому 1000 км маршруту с грузом 1000 кг По замкнутому 1000 км маршруту с грузом 2000 кг Е-266 5.10.1967 Комаров М.М. 2981,5 км/ч По замкнутому 500 км маршруту Абсолютный рекорд Е-266 27.10.1967 Остапенко П.М. 2920,67 км/ч По замкнутому 1000 км маршруту По замкнутому 1000 км маршруту с грузом 1000 кг По замкнутому 500 км маршруту с грузом 2000 кг Е-266 8.04.1973 Федотов А.В. 2605,1 км/ч По замкнутому 100 км маршруту Высота Е-66 28.04.1961 Мосолов Г.К. 34714 м Высота Абсолютный рекорд Е-166 11.09.1962 Остапенко П.М. 22670 м Высота в горизонтальном полете Абсолютный рекорд Е-266 5.10.1967 Федотов А.В. 29977 м Высота с грузом 1000 кг Высота с грузом 2000 кг Е-266 25.07.1973 Федотов А.В. 35230 м Высота с грузом 1000 кг Высота с грузом 2000 кг Е-266 25.07.1973 Федотов А.В. 36240 м Высота Абсолютный рекорд Е-266М 22.07.1977 Федотов А.В. 37080 м Высота с грузом 1000 кг Высота с грузом 2000 кг Е-266М 31.08.1977 Федотов А.В. 37650 м Высота Абсолютный рекорд Скороподъемность Е-266 4.06.1973 Орлов Б.А. 2 мин 49,8 с На высоту 20000 м Е-266 4.06.1973 Остапенко П.М. 3 мин 12,6 с На высоту 25000 м Е-266 4.06.1973 Остапенко П.М. 4 мин 3,86 с На высоту 30000 м Е-266 17.05.1975 Федотов А.В. 2 мин 34,2 с На высоту 25000 м Е-266 17.05.1975 Остапенко П.М. 3 мин 9,85 с На высоту 30000 м Е-266 17.05.1975 Федотов А.В. 4 мин 11,7 с На высоту 35000 м Источники: ОКБ имени Артема Ивановича Микояна 50 лет. Внешторгиздат, 1989 Ссылки: Веб-сайт Международной Авиационной Федерации (FAI) Благодарности: |
Воспоминания товарищей. |
. В нем не было чванства, заносчивости или, упаси боже, хвастовства. Никто не может припомнить в его словах неправды, в его поступках какого-либо намека на интриганство. У него было много друзей. Он был честным, порядочным человеком. Больше всего он любил летать. В полетах он нашел себе профессию и в полетах получал массу жизненных удовольствий. Был человеком высокой преданности семье, делу, обществу, в котором родился и жил; в их благополучии был заинтересован мыслями и делами, и не мог их предать. Не боялся слова патриотизм, которого теперь, толком не разобравшись, почему-то боятся, как чумы, некоторые деятели средств массовой информации. Без дела он его не произносил, ставя это слово, это понятие, безоговорочно в один ряд с такими, как добро, честность, порядочность, преданность…. Трижды при летных испытаниях обстоятельства складывались таким образом, что Федотов не мог закончить полет посадкой, и ему приходилось катапультироваться. Каждый раз это происходило на грани возможного. В четвертом случае - 4 апреля 1984 года Александр Васильевич погиб при испытании нового самолета, оставив себе времени для спасения меньше минимально допустимого... Он был предан своей любимой и столь опасной профессии - профессии летчика-испытателя |
О нём в 5 океане. |
В АВВАКУЛе. |
Книга Гарнаева |
В ТЕСТПИЛОТЕ. |
Наиболее правильная версия гибели |